Зубочелюстные аномалии в период молочного прикуса

Зубочелюстные аномалии в период молочного прикуса

Зубочелюстные аномалии возникают в силу самых разнообразных причин, среди которых заболевание рахитом, воспалительные заболевания полости рта и глотки, а также носа и дыхательных путей, искусственное вскармливание грудных детей, различные стоматологические травмы, наличие вредных привычек (сосание пальца или языка, затянувшееся использование соски), неблагоприятные экологические факторы, характер питания (нежелание пережевывать твердую пищу) и т.п. Следует отметить, что из всех отклонений 30 процентов приходится на наследственные, остальные 70 процентов — на перечисленные выше факторы. Зубочелюстные аномалии приводят ко многим нарушениям, в том числе, и к повышенному риску развития кариеса. Выявлением, профилактикой и лечением зубочелюстных аномалий занимается детская ортодонтия. Рассмотрим отдельные зубочелюстные аномалии подробнее.

Привычка сосания большого пальца

Сосание большого пальца — вредная привычка, которая приводит к деформации зубных рядов и развитию зубочелюстной аномалии. Палец, находящийся длительное время во рту ребенка, давит на зубы, особенно на верхнюю челюсть, что приводит к формированию симметричного или несимметричного открытого прикуса. Такой неправильный прикус характеризуется выступающими вперед верхними передними зубами и неправильным положением нижней челюсти. Кроме того, сосание пальца может спровоцировать возникновение таких аномалий, как перекрестный прикус боковых зубов, краевое смыкание боковых резцов, выступающие вперед резцы (протрузия).

Все эти аномалии могут привести к нарушению функций глотания, дыхания и речи. Отметим, что дети, находящиеся на естественном вскармливании и получающие материнскую грудь по первому требованию, сосут пальцы реже, чем груднички на искусственном вскармливании.

Последствия длительного сосания соски и кормления из бутылочки

Если ребенок долго пользуется соской, то у него может сформироваться открытый прикус. Пустышка, проложенная между челюстями ребенка, оказывает постоянное давление на передние зубы — верхние зубы выдаются вперед, нижние, наоборот, назад. Кроме того, у ребенка могут возникнуть следующие проблемы: сужение верхнего зубного ряда, обратное резцовое перекрытие или задержка развития роста нижней челюсти. Если ребенка постепенно отлучить от соски к 2-летнему возрасту, то возникшие проблемы могут уйти с помощью коррекции вестибулярными пластинками.

Если отлучение от соски к этому возрасту не произойдет, то, скорее всего, ребенку предстоит лечение у врача-ортодонта.

Если неправильно кормить ребенка из бутылочки с соской, то это, наряду с формированием открытого прикуса, может привести к возникновению «бутылочного» кариеса. В первую очередь при этом страдают верхние передние зубы. Для здоровья зубов и формирования правильного прикуса необходимо своевременно перевести ребенка на принятие твердой пищи. Помимо кариеса и его осложнений неправильный прикус чреват нарушениями жевания и развития речи, что сказывается на общем развитии ребенка.

Как бороться с вредными привычками

Лучше всего, если родителям удастся отучить ребенка от вредных привычек к 3-летнему возрасту. Тогда ваш ребенок сможет избежать формирования серьезных зубочелюстных аномалий. Варианты отучения от привычек существуют разные, главное, чтобы в этом не было принуждения и насилия. Хорошим подспорьем может стать календарь, помогающий детям научиться контролировать свои привычки, где ребенок сам отмечает «хорошие» и «плохие» дни. В некоторых случаях помогает специальных горький нетоксичный лак, который наносится на ногти с целью отучить ребенка от сосания пальца. Есть специальное средство с горьким вкусом, которое можно наносить на соску. Проконсультируйтесь детским ортодонтом или педиатром по поводу применения таких средств. Не стоит пользоваться бабушкиными рецептами и наносить на соску горчицу или перец. Так вы можете спровоцировать аллергический приступ. Также не стоит использовать ограничивающие средства (шины, повязки, варежки и т.п.), так как после прекращения ограничений ребенок снова начинает сосать палец.

Питание из бутылки лучше всего скорректирует мама малыша, переведя ребенка на твердую пищу и питье из чашки. Если ребенок все еще нуждается в бутылочке, то лучше заменить сладкие напитки несладкими, защитив ребенка от раннего кариеса. Вы должны помнить, что иногда попадаются очень упорные дети, не желающие расставаться со своими привычками. Не травмируйте ребенка, а обратитесь к ортодонту и будьте готовы к будущему регулярному наблюдению у этого специалиста. Пусть вас успокоит то, что большинство аномалий поддаются лечению и коррекции, если вы наблюдаетесь у опытного детского специалиста, и исправление прикуса у детей в большинстве случаев проходит успешно.

Вестибулярные пластинки

С 4-летнего возраста ортодонт может назначить вестибулярную пластинку, применение которой дает успешные результаты и помогает справиться с формирующимися аномалиями. Вестибулярная пластинка может заменить ребенку привычную для него соску или пустышку. Вестибулярные пластинки могут быть с козырьком – применяются при зубоальвеолярной протрузии верхнего зубного ряда, или с проволочной заслонкой – применяются при открытом прикусе с прокладыванием языка между зубами.

Применение вестибулярной пластинки, подобранной врачом-ортодонтом, помогает восстановить правильное положение языка, а также функции дыхания, речи, жевания и откусывания, может благотворно повлиять на выравнивание зубов и исправление прикуса. Обычно пластинку нужно носить ночью и несколько часов днем.

Ранняя потеря молочных зубов

Как уже говорилось выше, несвоевременная потеря молочных зубов может негативно отразиться на формировании правильного прикуса. Молочные зубы подготавливают место для постоянных зубов, что обеспечивает ровные зубные ряды в старшем возрасте. При ранней потере молочных зубов постоянные зубы могут прорезываться неправильно, может возникать недостаток места между молярами и клыками, постоянные моляры могут сдвигаться на место удаленных молочных зубов, что может привести к необходимости их удаления в будущем, когда начнут прорезываться постоянные зубы. Чтобы эти явления не происходили, используются специальные аппараты — заместительные устройства — помогающие сохранить место в зубном ряду. Если потеряны несколько молочных зубов, то применяется съемная пластинка, если потерян один зуб, то применяют несъемное ортодонтическое устройство.

Если утеряны передние зубы (в результате кариеса или травмы), то используется пластинка-протез. С помощью этого устройства можно восстановить жевательную функцию и речь, защитить пародонт от перегрузки, сохранить место для постоянных зубов и предотвратить смещение остальных зубов.

Наблюдение у ортодонта в период молочного прикуса

Аномалии «молочного» периода оказывают негативное влияние на формирование сменного, а затем и постоянного прикуса. Если в этом возрасте не устранить проблему, то формирование постоянного прикуса будет происходить с нарушениями, что повлечет более серьезное ортодонтическое лечение. Прогрессирующие аномалии, влияющие на рост и развитие челюстей, необходимо начать лечить как можно раньше. Своевременное ортодонтические лечение, начатое в период молочного прикуса, нормализует дальнейший рост челюстей и способствует исправлению прикуса.

Источник: dial-dent.ru

Профилактика зубочелюстных аномалий

Здоровье

Милена Шаймарданова

Многие родители, приводя своего ребенка на прием и услышав, что у их сына или дочки есть проблемы с прикусом, часто задают вопросы: «Из-за чего в таком маленьком возрасте зубки растут неправильно? Почему зубам не хватает места? Почему зубы не смыкаются?».

Причины развития неправильного прикуса, методы ранней диагностики и профилактики зубочелюстных аномалий у детей.

Многие родители, приводя своего ребенка на прием и услышав, что у их сына или дочки есть проблемы с прикусом, часто задают вопросы: «Из-за чего в таком маленьком возрасте зубки растут неправильно? Почему зубам не хватает места? Почему зубы не смыкаются?» Однозначного ответа на эти вопросы нет, т.к. причинами возникновения той или иной зубочелюстной аномалии могут быть сразу несколько факторов. А, иногда, один какой-то фактор может оказать влияние и повлечь за собой ряд неприятностей, заметить которые под силу только ортодонту.

Зубочелюстная система- это уникальный и очень сложный механизм. Любое нарушение в работе зубочелюстной системы и, в частности, неправильное расположение зубов могут привести к нарушениям функций других органов и систем организма. Гастриты, холециститы и ожирение, заболевания печени и поджелудочной железы, кожные и эндокринные заболевания – вот неполный перечень проблем, спровоцированных аномалиями зубочелюстного развития.

Аномалии прикуса могут быть обусловлены нарушением роста и расположения челюстных костей, неправильным положением зубов и характером их смыкания, формой альвеолярных дуг, а также нарушением функций дыхания, сосания, глотания, жевания и речи.

Читайте также:  Лучшая зубная паста — тестирование от Росконтроль

Зубочелюстные аномалии не возникают внезапно, они формируются, начиная с малозаметных симптомов (сглаженные носогубные складки, опущенные вниз уголки рта и т.п.), и по мере роста ребенка приобретают вид сформированной аномалии, требующей многолетнего трудоемкого и дорогостоящего лечения. Своевременная диагностика ранних форм аномалий позволяет скорректировать нарушение еще в сменном прикусе и обеспечить нормальное развитие зубочелюстной системы ребенка. Именно поэтому роль ранней диагностики и профилактики зубочелюстных аномалий крайне важна.

Зубо-челюстно-лицевые аномалии могут быть наследственными и приобретенными: Наследственная предрасположенность.

К ней можно отнести количество и размеры зубов, размеры челюстей и других костей черепа. Это обуславливает сходство ребёнка и родителей. Например, по наследству может передаваться промежуток между зубами (диастема), аномалии величины и прикрепления уздечек языка, отсутствие зачатков зубов (адентия), сверхкомплектные зубы, размер языка или такой порок развития зубочелюстной системы, как расщелина нёба.

Причины развития ненаследственных (приобретенных) аномалий:

  1. Нарушение течения беременности и состояния здоровья матери. Это могут быть вирусные заболевания; различная гинекологическая патология; падение или ушиб на 2-3 месяце беременности; приём антибиотиков, салицилатов, сульфаниламидов; недоедание беременной или несбалансированная диета; злоупотребление алкоголем и курение родителей; стрессовые ситуации у матери в первом триместре; профессиональные вредности (работа с лаками, красками, химическими реактивами).
  2. Заболевания ребёнка:

– Врождённые нарушения функции надпочечников, щитовидной железы, паращитовидных желёз, гипофиза. При своевременном лечении этой патологии возможна нормализация развития зубочелюстной системы.

– Диспластические процессы. Они характеризуются отсутствием зачатков зубов или наличием сверхкомплектных зубов.

– Рахит. В этом случае отмечается отставание роста челюстей, задержка прорезывания зубов и нарушение их минерализации.

– Заболевания органов дыхания. Мышечная дистония (нарушения тонуса мышц).

– Аномалии развития уздечек губ и языка.

– Заболевания зубов и челюстно-лицевой области. К сожалению, часто родители считают, что раз зубы временный, то не стоит их и лечить. Это ошибочное мнение. Хронический периодонтит временного зуба может привести к нарушению формы или структуры коронки или даже к гибели зачатка постоянного зуба. При преждевременном удалении временного зуба происходит смещение соседних зубов. Что приводит к недостатку места для прорезывающихся постоянных зубов. Травма временного зуба, сопровождающаяся его внедрением, может привести к неправильному положению, ретенции или деформации постоянного зуба.

  1. Неправильное кормление. При естественном вскармливании ребёнку, для получения молока, приходится прилагать усилия. При этом многократное выдвижение нижней челюсти стимулирует её рост. Искусственное кормление из соски может нарушить процесс сосания. Если отверстие в соске слишком большое, то ребёнок не столько сосёт, сколько глотает пищу. А чрезмерное давление бутылочки на нижнюю челюсть может привести к её деформации. Постоянные зубы по размеру больше временных. У детей с 4-х лет между временными зубами должны появляться промежутки. Это говорит о том, что челюсти растут и готовятся к появлению постоянных зубов. Недостаточное употребление грубой жёсткой пищи может привести к скученности зубов. Недостаточная жевательная нагрузка также может привести к тому, что временные зубы недостаточно стираются, а это приводит к неравномерному распределению жевательной нагрузки и как следствию к неправильному росту челюстей.

4.Вредные привычки. Наиболее распространены вредные привычки сосания. Например, сосание нижней губы и большого пальца приводит к удлинению верхнего зубного ряда, а прикусывание и сосание верхней губы способствует удлинению нижнего зубного ряда. В зависимости от того, между какими зубами ребёнок прокладывает палец, формируется не смыкание зубов и смещение нижней челюсти. Привычка грызть карандаш, ногти, ручку приводит к повороту передних зубов появлению диастемы. Прокладывание кончика языка между зубами может привести к тому, что зубы верхней и нижней челюстей в этом месте не будут соприкасаться. Сохранение инфантильного типа глотания (когда во время глотания ребёнок разобщает зубы и кончик языка упирается в губы) у детей старше 3-х лет может привести к нарушения смыканию передних зубов верхней и нижней челюстей и чрезмерному наклону верхних передних зубов вперёд. К развитию зубочелюстных аномалий также могут привести такие вредные привычки, как: жевание на одной стороне, после устранения причин его вызвавших, нарушение артикуляции (движений) языка; ротовое дыхание при отсутствии патологических изменений в носоглотке; неправильное положение ребёнка во время сна (в одной позе с кистями рук под щекой), перед телевизором, во время приготовления уроков за несоответствующим росту столом.

Профилактика зубочелюстных аномалий и деформаций

  1. В случае риска развития наследственных заболеваний обращаться на консультацию к специалистам генетикам.
  2. Профилактика заболеваний матери во время беременности, полноценное питание, исключение алкогольных напитков и отказ от курения.
  3. Наблюдение ребёнка у неонатолога, а затем у педиатра с целью предупреждения и раннего лечения заболеваний эндокринной системы, органов дыхания, рахита.
  4. В случае риска искусственного вскармливания следить за размером отверстия в соске и положением бутылочки во время кормления. Включать в рацион ребёнка жёсткую пищу. Пришлифовывать коронки временных зубов при их недостаточной стираемости.
  5. Наблюдение у стоматолога. Первый раз в возрасте 1 года. В дальнейшем необходимо показывать ребёнка стоматологу 2-4 раза в год. При обнаружении кариеса и его осложнений восстановление коронок разрушенных временных зубов. Если зуб лечению не подлежит, то его удаляют и изготавливают временный протез. Если удаляются постоянные зубы в зрелом возрасте, то для предупреждения смещения зубов необходимо рациональное протезирование или установка имплантатов.

6.Устранение имеющихся вредных привычек, занятия с логопедом.

7.Консультация врача-ортодонта начиная с 5 лет.

Составители: Дюмеев Р.М. – главный врач АУЗ РСП, главный внештатный специалист стоматолог МЗ РБ,

Асадуллина Р.Р. – заведующий детским отделением АУЗ РСП

Источник: karmaskaly-nov.rbsmi.ru

Зубочелюстные аномалии в период молочного прикуса

– медико-генетическое консультирование будущих родителей с целью определения величины генетического риска рождения ребенка с той или иной врожденной патологией челюстно-лицевой области при наличии ее у близких родственников.

– влияние на организм беременной

– на 5-7 неделе – УЗИ – выявление наличия расщелин

– создание легкого труда для беременной

– предотвращение работы во вредных условиях

– предотвращение негативных тератогенных факторов (лекарств. В-ва, ионизирующая радиация, травмы, механические воздействия на организм беременной)

– предотвращение заболеваний будущей матери (профилактика вирусных заболеваний, лечение хронических инфекций, предотвращение избыточной инсоляции)

– сбалансированное питание беременной (витамины, минералы)

– активное наблюдение за ходом беременности

– Проведение санитарно-просветительной работы будущих рожениц. Необходимо добиться понимания каждой женщиной важности обращения к детскому стоматологу на первом году жизни ребенка, если беременность протекала с осложнениями, ребенок родился с низкой массой тела, иди были осложнения в родах, т. е., когда очень высок риск возникновения самых различных заболеваний, в том числе и стоматологических.

Профилактика зубочелюстных аномалий и деформаций в период новорожденности.

выявление коротких уздечек языка, губ и их рассечение

характерна физиологическая ретрогения

– естественное вскармливание — акт сосания груди является мощным стимулятором для роста костной ткани.

– правильное искусственное вскармливание — соска на бутылочке должна имитировать по форме сосок груди матери, быть соответственно эластичной, упругой, иметь три маленьких отверстия, которые следует делать раскаленной иглой. Оптимальное время для высасывания порции еды из бутылочки емкостью 200,0 мл не менее 15 минут.

– профилактика рахита должна проводиться врачами-педиатрами в зависимости от стадии заболевания (назначение профилактической или лечебной дозы витамина«Д»);

– предупреждение гнойничковых заболеваний кожных покровов должна строиться на правилах гигиены челюстно-лицевой области;

– своевременное удлинение укороченной уздечки языка;

– регламентированное пользование соской-«пустышкой» — не более 15−20 минут после еды, если полученная порция пищи не вызвала удовлетворения сосательного рефлекса и ребенок ведет себя неспокойно. Соску-«пустышку» дают также на период засыпания ребенка. Во время сна, бодрствования — пользование соской-«пустышкой» не рекомендуется.

Читайте также:  Чистка и осветление зубов AirFlow

Профилактика открытого прикуса:

-использование пустышки до 9 мес

– сосание не более 15-20 мин

– убирать руки от лица

– высота подушки не должна быть более вчетверо сложенного полотенца

– сон ребенка то на 1 то на др боку

Профилактика зубочелюстных аномалий и деформаций в период формирования молочного прикуса.

– слежение за прорезыванием

– массаж альвеолярного отростка

– чистка прорезовавшихся зубов – напальчники, марлевые тампоны, ткани с кипяченой водой

– подвержение респираторным заболеваниям – причина аномалий =>профилактика респираторных заболеваний

– своевременная постановка прививок

– педиатрическая коррекция рахита;

– с 1,5 лет жизни ребенка необходимо включать в рацион жесткий компонент пищи;

– пластика уздечки языка с целью правильного формирования функции речи;

– устранение вредных привычек — на время сна ограничить движение рук с помощью рукавичек и жестких налокотников; при необходимости отучить ребенка от соски, используя гель (состав:6% альгинат натрия в 7,0−10,% настое травы полыни горькой), представляющий собой вязкую массу темно-коричневого цвета со специфическим запахом введенного лекарственного вещества (запах свежей травы).

Профилактика зубочелюстных аномалий и деформаций в период сформированного молочного прикуса.

– своевременное лечение мол. Зубов

– установление предрасположенности ребенка к глубокому прикусу(оценить глубину резцового перекрытия)

– профилактика зубочелюстных аномалий, возникших вследствие нарушений речи, заключается в раннем логопедическом обучении, своевременной нормализации носового дыхания, устранении привычек сосания сосок и пальцев;

– коррекция миодинамического равновесия с помощью миогимнастики;

– зубное протезирование при наличии дефектов зубного ряда;

– подшлифовывание бугров молочных зубов.

– профилактика и нормализация функции глотания и дыхания включает следующие мероприятия:

1. Лечение ребенка у ЛОР-специалиста и нормализация носового дыхания.

2. Обучение ребенка правильной методике глотания с соблюдением основных правил: губы и зубы сомкнуты, мышцы лица и шеи максимально расслаблены, кончик языка прижат к переднему участку неба.

Профилактика зубочелюстных аномалий и деформаций в период изнашивания молочного прикуса.

– резорбция молочных зубов

– стимуляция прорезывания постоянных зубов – жесткая пища(сырая морковь, капуста)

– ортодонтическая помощь при необходимости

– использование трейнеров при глубоком, открытом прикусе, скученности.

– слежение за осанкой у школьников – дистализация нижней челюсти

– миогимнастика для развития нч

– должно быть равномерное стирание бугров молочных зубов, неравномерность приводит к перекрестному прикусу

– диастемы, тремы в молочном прикусе – благоприятный признак

Источник: studopedia.ru

Профилактика зубочелюстных аномалий

Здоровье

Милена Шаймарданова

Многие родители, приводя своего ребенка на прием и услышав, что у их сына или дочки есть проблемы с прикусом, часто задают вопросы: «Из-за чего в таком маленьком возрасте зубки растут неправильно? Почему зубам не хватает места? Почему зубы не смыкаются?».

Причины развития неправильного прикуса, методы ранней диагностики и профилактики зубочелюстных аномалий у детей.

Многие родители, приводя своего ребенка на прием и услышав, что у их сына или дочки есть проблемы с прикусом, часто задают вопросы: «Из-за чего в таком маленьком возрасте зубки растут неправильно? Почему зубам не хватает места? Почему зубы не смыкаются?» Однозначного ответа на эти вопросы нет, т.к. причинами возникновения той или иной зубочелюстной аномалии могут быть сразу несколько факторов. А, иногда, один какой-то фактор может оказать влияние и повлечь за собой ряд неприятностей, заметить которые под силу только ортодонту.

Зубочелюстная система- это уникальный и очень сложный механизм. Любое нарушение в работе зубочелюстной системы и, в частности, неправильное расположение зубов могут привести к нарушениям функций других органов и систем организма. Гастриты, холециститы и ожирение, заболевания печени и поджелудочной железы, кожные и эндокринные заболевания – вот неполный перечень проблем, спровоцированных аномалиями зубочелюстного развития.

Аномалии прикуса могут быть обусловлены нарушением роста и расположения челюстных костей, неправильным положением зубов и характером их смыкания, формой альвеолярных дуг, а также нарушением функций дыхания, сосания, глотания, жевания и речи.

Зубочелюстные аномалии не возникают внезапно, они формируются, начиная с малозаметных симптомов (сглаженные носогубные складки, опущенные вниз уголки рта и т.п.), и по мере роста ребенка приобретают вид сформированной аномалии, требующей многолетнего трудоемкого и дорогостоящего лечения. Своевременная диагностика ранних форм аномалий позволяет скорректировать нарушение еще в сменном прикусе и обеспечить нормальное развитие зубочелюстной системы ребенка. Именно поэтому роль ранней диагностики и профилактики зубочелюстных аномалий крайне важна.

Зубо-челюстно-лицевые аномалии могут быть наследственными и приобретенными: Наследственная предрасположенность.

К ней можно отнести количество и размеры зубов, размеры челюстей и других костей черепа. Это обуславливает сходство ребёнка и родителей. Например, по наследству может передаваться промежуток между зубами (диастема), аномалии величины и прикрепления уздечек языка, отсутствие зачатков зубов (адентия), сверхкомплектные зубы, размер языка или такой порок развития зубочелюстной системы, как расщелина нёба.

Причины развития ненаследственных (приобретенных) аномалий:

  1. Нарушение течения беременности и состояния здоровья матери. Это могут быть вирусные заболевания; различная гинекологическая патология; падение или ушиб на 2-3 месяце беременности; приём антибиотиков, салицилатов, сульфаниламидов; недоедание беременной или несбалансированная диета; злоупотребление алкоголем и курение родителей; стрессовые ситуации у матери в первом триместре; профессиональные вредности (работа с лаками, красками, химическими реактивами).
  2. Заболевания ребёнка:

– Врождённые нарушения функции надпочечников, щитовидной железы, паращитовидных желёз, гипофиза. При своевременном лечении этой патологии возможна нормализация развития зубочелюстной системы.

– Диспластические процессы. Они характеризуются отсутствием зачатков зубов или наличием сверхкомплектных зубов.

– Рахит. В этом случае отмечается отставание роста челюстей, задержка прорезывания зубов и нарушение их минерализации.

– Заболевания органов дыхания. Мышечная дистония (нарушения тонуса мышц).

– Аномалии развития уздечек губ и языка.

– Заболевания зубов и челюстно-лицевой области. К сожалению, часто родители считают, что раз зубы временный, то не стоит их и лечить. Это ошибочное мнение. Хронический периодонтит временного зуба может привести к нарушению формы или структуры коронки или даже к гибели зачатка постоянного зуба. При преждевременном удалении временного зуба происходит смещение соседних зубов. Что приводит к недостатку места для прорезывающихся постоянных зубов. Травма временного зуба, сопровождающаяся его внедрением, может привести к неправильному положению, ретенции или деформации постоянного зуба.

  1. Неправильное кормление. При естественном вскармливании ребёнку, для получения молока, приходится прилагать усилия. При этом многократное выдвижение нижней челюсти стимулирует её рост. Искусственное кормление из соски может нарушить процесс сосания. Если отверстие в соске слишком большое, то ребёнок не столько сосёт, сколько глотает пищу. А чрезмерное давление бутылочки на нижнюю челюсть может привести к её деформации. Постоянные зубы по размеру больше временных. У детей с 4-х лет между временными зубами должны появляться промежутки. Это говорит о том, что челюсти растут и готовятся к появлению постоянных зубов. Недостаточное употребление грубой жёсткой пищи может привести к скученности зубов. Недостаточная жевательная нагрузка также может привести к тому, что временные зубы недостаточно стираются, а это приводит к неравномерному распределению жевательной нагрузки и как следствию к неправильному росту челюстей.

4.Вредные привычки. Наиболее распространены вредные привычки сосания. Например, сосание нижней губы и большого пальца приводит к удлинению верхнего зубного ряда, а прикусывание и сосание верхней губы способствует удлинению нижнего зубного ряда. В зависимости от того, между какими зубами ребёнок прокладывает палец, формируется не смыкание зубов и смещение нижней челюсти. Привычка грызть карандаш, ногти, ручку приводит к повороту передних зубов появлению диастемы. Прокладывание кончика языка между зубами может привести к тому, что зубы верхней и нижней челюстей в этом месте не будут соприкасаться. Сохранение инфантильного типа глотания (когда во время глотания ребёнок разобщает зубы и кончик языка упирается в губы) у детей старше 3-х лет может привести к нарушения смыканию передних зубов верхней и нижней челюстей и чрезмерному наклону верхних передних зубов вперёд. К развитию зубочелюстных аномалий также могут привести такие вредные привычки, как: жевание на одной стороне, после устранения причин его вызвавших, нарушение артикуляции (движений) языка; ротовое дыхание при отсутствии патологических изменений в носоглотке; неправильное положение ребёнка во время сна (в одной позе с кистями рук под щекой), перед телевизором, во время приготовления уроков за несоответствующим росту столом.

Читайте также:  Сменные насадки для зубных щеток Oral-B (Braun) – виды, отзывы

Профилактика зубочелюстных аномалий и деформаций

  1. В случае риска развития наследственных заболеваний обращаться на консультацию к специалистам генетикам.
  2. Профилактика заболеваний матери во время беременности, полноценное питание, исключение алкогольных напитков и отказ от курения.
  3. Наблюдение ребёнка у неонатолога, а затем у педиатра с целью предупреждения и раннего лечения заболеваний эндокринной системы, органов дыхания, рахита.
  4. В случае риска искусственного вскармливания следить за размером отверстия в соске и положением бутылочки во время кормления. Включать в рацион ребёнка жёсткую пищу. Пришлифовывать коронки временных зубов при их недостаточной стираемости.
  5. Наблюдение у стоматолога. Первый раз в возрасте 1 года. В дальнейшем необходимо показывать ребёнка стоматологу 2-4 раза в год. При обнаружении кариеса и его осложнений восстановление коронок разрушенных временных зубов. Если зуб лечению не подлежит, то его удаляют и изготавливают временный протез. Если удаляются постоянные зубы в зрелом возрасте, то для предупреждения смещения зубов необходимо рациональное протезирование или установка имплантатов.

6.Устранение имеющихся вредных привычек, занятия с логопедом.

7.Консультация врача-ортодонта начиная с 5 лет.

Составители: Дюмеев Р.М. – главный врач АУЗ РСП, главный внештатный специалист стоматолог МЗ РБ,

Асадуллина Р.Р. – заведующий детским отделением АУЗ РСП

Источник: karmaskaly-nov.rbsmi.ru

Этиология и патогенез приобретенных и врожденных зубочелюстных аномалий

Многие авторы различают понятия «аномалия» и «деформация». Под аномалией развития зубов и челюстей понимают врожденные стойкие отклонения от общепринятой нормы (анатомической), увеличивающиеся с возрастом детей, сопровождающиеся функциональными и косметическими нарушениями.

Под деформацией понимают приобретенные стойкие изменения формы и функции зубов и челюстей, возникающие в постнатальном (после рождения) периоде в результате нарушения роста и развития. Они прогрессируют с годами, нарушают функции жевательной системы, изменяют внешний вид ребенка.

Аномалии могут быть наследственными, врожденными и приобретенными. Наследственные (семейные) аномалии — это аномалии, при которых по наследству передается не «готовая» аномалия, а предрасположенность к деформациям жевательной системы. К таким аномалиям относят истинную диастему, адентию, сверхкомплектные зубы, истинную прогению (мезиальный прикус) и прогнатию (дистальный прикус), глубокий перекрывающий прикус.

Врожденные аномалии развиваются в эмбриональном периоде. Причинами их возникновения являются патологические процессы, связанные с развитием плода, неправильным положением его, изменением давления околоплодной жидкости, механическим сдавливанием плода извне, заболеванием родителей, особенно матери (токсоплазмоз, сифилис, алкоголизм, нарушение функции желез внутренней секреции, лучевое поражение, наркомания, токсическое действие некоторых лекарственных веществ во время беременности). Врожденные аномалии возникают чаще вследствие нарушения сращения челюстно-лицевых отростков, в результате которого отмечаются расщелины верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба. К этой группе аномалий относится и односторонняя микрогения.

Классификация протезов

Приобретенные аномалии возникают после рождения ребенка вследствие неблагоприятных условий его развития под влиянием различных факторов.

Искусственное вскармливание ребенка. При акте сосания ребенок охватывает губами сосок груди, удерживает его, выдавливает альвеолярными отростками молоко и глотает. Сосательные движения способствуют нормальному развитию нижней челюсти с окружающими ее тканями и ведут к устранению обычного дистального положения нижней челюсти у новорожденного. При сосании из бутылочки смесь обычно изливается, а не выдавливается. Это может быть причиной возникновения зубочелюстных аномалий (например, развитие дистального прикуса).

Заболевания ребенка. Одной из причин развития зубочелюстных аномалий могут служить заболевания, при которых нарушается функция желез внутренней секреции. Недостаточная функция щитовидной железы влечет задержку роста челюстей, зубов и позднее прорезывание зубов. Нарушение функции гипофиза приводит к микро- и макрогнатии, нарушение функции паращитовидных желез отрицательно влияет на обмен кальция, что уменьшает сопротивляемость челюстей деформациям.

Заболевание рахитом ведет к нарушению обмена кальция и фосфора, обызвествлению костных тканей в результате недостатка в организме эргокальциферола, что приводит к податливости костных тканей и возникновению зубочелюстных аномалий под влиянием обычных факторов (тяги мышц, давления языка, жевательного давления) или вредных привычек. С рахитом связывают развитие глубокого или открытого прикуса, сужение зубных дуг и челюстей (рис. 6), задержку прорезывания зубов, гипоплазию эмали.

В развитии деформаций жевательной системы играют роль и другие заболевания раннего детского возраста: диспепсия, инфекционные заболевания, туберкулез, токсоплазмоз и другие, ослабляющие защитные силы организма ребенка.

Аденоидные разрастания (полипы в верхних дыхательных путях) вызывают затруднение дыхания через нос и переход ребенка на дыхание через рот. При таком дыхании рот постоянно приоткрыт. При этом напрягаются мышцы щек, сдавливая боковые участки зубных дуг. При вдохе в полости рта образуется положительное давление. Струя вдыхаемого воздуха давит на небный свод, вызывая деформацию твердого неба — образование высокого свода (готическое небо) и сужение зубных дуг. Язык при дыхании через рот опускается, касаясь боковыми участками только нижнего зубного ряда, и не противодействует давлению мышц щек на верхний зубной ряд и альвеолярные отростки. Такое нарушение мышечного равновесия ведет к сдавлению (сужению) верхнего зубного ряда и челюсти (рис. 7).

При увеличении язычной миндалины для облегчения дыхания ребенок выдвигает язык кпереди, а ночью выдвигает еще и нижнюю челюсть, что приводит к развитию мезиального прикуса (прогении). При увеличении глоточной миндалины ребенок поднимает (запрокидывает) голову, освобождая надгортанник от давления языка, перемещает нижнюю челюсть кзади, отделяя корень языка от мягкого неба, освобождая при этом путь для прохождения воздушной струи. Все это ведет к развитию дистального прикуса (прогнатии).

Вредные привычки распространены среди детей, но зубочелюстные аномалии и деформации возникают только при наличии предрасполагающих условий, в частности неполноценности костных структур после рахита и других заболеваний.

Приобретенные аномалии возникают также при неправильном положении ребенка во время сна. При высоком изголовье голова ребенка наклонена кпереди, мышцы шеи ослабляются, нижняя челюсть смещается кпереди, что способствует развитию мезиального прикуса (прогении) (рис. 5).

Если ребенок спит с запрокинутой головой, мышцы шеи напрягаются, нижняя челюсть смещается кзади (дистально). Это затрудняет ее рост, и может возникнуть дистальный прикус (прогнатия). При постоянном подкладывании во время сна руки под щеку возможно развитие перекрестного (косого) прикуса (рис. 8).

Такое же влияние иногда оказывает игра на скрипке. В возникновении деформаций играет роль неправильное положение тела за партой, письменным столом, во время ходьбы.

Сосание пальцев, языка, щек, соски, различных предметов, закусывание губ, языка служит иногда причиной появления различных видов деформаций и аномалий зубов, зубных рядов, прикуса (дистального, мезиального, открытого, перекрестного) в зависимости от манеры сосания или закусывания. Например, если ребенок при сосании располагает палец (пальцы) наклонно сверху вниз, развивается дистальный прикус, при горизонтальном их положении — чаще открытый прикус (рис. 9).

При закусывании нижней губы смещается нижняя челюсть назад или уплощается передний участок нижней зубной дуги — возникает дистальный прикус.

Протезирование при повышенном рвотном рефлексе

Заболевания зубов и челюстей. Раннее удаление молочных зубов задерживает рост альвеолярных отростков, челюстей, прорезывающиеся постоянные зубы из-за недостатка места прорезываются вне зубной дуги. Разрушение кариесом первых постоянных моляров и связанное с этим уменьшение высоты прикуса может привести к образованию глубокого перекрытия или глубокого прикуса (рис. 10).

Остеомиелит челюстей у детей, нарушая зоны роста кости, приводит к возникновению деформаций. Так, остеомиелит угла нижней челюсти является причиной появления односторонней или двусторонней микрогении. Рубцы после номы, ожогов приводят к задержке развития отдельных участков челюстей (особенно нижней) и возникновению деформации.

Неправильное глотание, неправильная артикуляция языка, губ, щек также играют роль в развитии деформаций жевательной системы.

Источник: ortostom.net